Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эль греко доменико

Энциклопедический словарь

Эль Гре́ко Доменико (El Greco), настоящая фамилия Теотокопули (Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек-критянин. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи отличаются повышенной одухотворённостью, часто экзальтированностью образов, резкими ракурсами, вытянутыми пропорциями, мерцающим колоритом («Погребение графа Оргаса», 1586-88; «Вид Толедо», 1610-14).

Энциклопедия Кольера

ЭЛЬ ГРЕКО Доменико (El Greco)

(ок. 1541-1614), испанский художник греческого происхождения, родился на острове Крит, находившемся в то время под властью Венеции; его настоящее имя - Доменико Теотокопули. Учился у иконописцев на Крите, а ок. 1565 переехал в Венецию. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио. На его творчество оказали влияние произведения Микеланджело, а также Тинторетто, Веронезе и других, менее значительных венецианских мастеров. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. В 1576, привлеченный известием о строительстве Эскориала, Эль Греко предпринял путешествие в Испанию. Однако испанскому королю пришлась не по вкусу новизна и необычность искусства Эль Греко, и художник отправился в Толедо, где прожил с 1577 вплоть до самой смерти 7 апреля 1614. Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками - поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св. Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве. Это помогает датировать поздние работы мастера. Параболы, гиперболы и эллипсы, направленные вовне и уходящие в глубину бесконечного иллюзорного пространства его картин, служат символическим обозначением связи земного мира с потусторонним. Последние произведения мастера - вершина его творческих поисков. Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения; в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге. Сюжеты его произведений, проникнутых глубоким религиозным чувством, варьировались мало, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля мастера. Крупнейшие работы Эль Греко: образы для алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо (1577-1579, Толедо); Мученичество св. Маврикия (1580-1582, Эскориал); Похороны графа Оргаса (1586-1588, церковь Санто Томе, Толедо); образы для главного алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде (1596-1600); главный алтарь госпиталя Каридад в Ильескасе (1603-1604); Распятие (1596, Прадо); Воскресение (1608-1610, Прадо); Портрет инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1600, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Вид Толедо (ок. 1610, там же).

ЭЛЬ ГРЕКО. КАРДИНАЛ ГЕВАРА

ЭЛЬ ГРЕКО. КАРДИНАЛ ГЕВАРА

ЭЛЬ ГРЕКО. КОРОНОВАНИЕ МАРИИ

ЭЛЬ ГРЕКО. КОРОНОВАНИЕ МАРИИ

ЛИТЕРАТУРА

Каптерева Т.П. Эль Греко. М., 1965 Малицкая К.М. Истоки творчества Эль Греко. - В сб.: Сообщения Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, т. 5. М., 1975 Каптерева Т.П. Искусство Испании. М., 1989

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел. 1614. Эрмитаж.

Эль Греко. "Апостолы Пётр и Павел". 1614. Эрмитаж.

ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (собственная фамилия Теотокопули) Доменико (1541 - 1614), испанский живописец. По происхождению грек. Религиозные, жанровые, мифологические картины, портреты, пейзажи отличаются повышенной одухотворенностью и экзальтированностью образов, резкими ракурсами, вытянутыми пропорциями фигур, мерцающим колоритом ("Погребение графа Оргаса", 1586 - 1588; "Вид Толедо", 1610 - 14).

Эль Греко. Портрет человека с рукой на груди.

Эль Греко. "Портрет человека с рукой на груди".

Эль Греко. Вид Толедо.

Эль Греко. "Вид Толедо".

Эль Греко. Мать Долороса.

Эль Греко. "Мать Долороса".

Эль Греко. Портрет молодого человека.

Эль Греко. "Портрет молодого человека".

Полезные сервисы